Для повышения удобства работы с сайтом ПАО «ЦМТ» использует файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, Вы принимаете условия Соглашения об условиях использования пользовательских данных посетителей сайта. Если Вы не хотите, чтобы пользовательские данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.
Принять
MICE: перемены к лучшему
Рынок MICE переживает ренессанс. Анализ позитивных перемен и рекомендации для игроков рынка дает Дарья САЛАМАТОВА, директор Конгресс- центра Центра международной торговли Москвы.
Рассмотрим основные направления безопасности при проведении мероприятий.

Российский рынок MICE в течение нескольких лет заметно изменился. Какие тренды сейчас для него характерны?

На нашу долю выпало немало испытаний. От рекордного в финансовом плане 2019 года до ковида с запретом мероприятий, затем вновь массовые отмены в начале 2022 года, введение Западом экономических санкций и уход из России международных компаний.

Но оказалось, что это время перемен открывает и новые возможности для развития. Какие тренды хотелось бы выделить? Прошлый год стал настоящим ренессансом офлайна, уровень активности значительно превысил показатели прошлых лет. Запросы на проведение мероприятий росли как в госсегменте, так и со стороны корпоративных заказчиков.

Не новый тренд, но значительно усилившийся после 2022 года: переориентация на внутренний спрос. Зарубежные участники, если и представлены на мероприятиях, то в минимальном количестве и в основном это онлайн-формат.

Есть некоторая надежда на увеличение спроса со стороны компаний из стран БРИКС и ШОС, но пока это только надежда.

И третье: состав и портрет участников событийного рынка серьезно изменился. Появились как новые игроки — это и компании-организаторы, и новые аудитории. По итогам 2023 года в Конгресс-центре ЦМТ доля новых заказчиков составила 40%, тогда как в 2019 году была на уровне 27%.
Это связано в том числе с увеличением количества мероприятий относительно нового для нас сегмента — «гибких ниш» — различных тренингов по предпринимательству, проектов в области психологии, коммуникаций и личностного роста. Параллельно идет процесс омоложения участников рынка.
А вместе с новым поколением приходят и новые стандарты, и требования: растут ожидания клиентов в скорости реагирования на запросы, в способах коммуникации — теперь мессенджеры уже не где-то в личном телефоне, а интегрированы непосредственно в рабочую CRM. В способах продвижения: на баннеры уже не реагируют, а прежде всего ориентируются на рекомендации и пользовательский опыт.

Что нового появилось в структуре мероприятий?

Вовлеченность участников и креативный контент. Сейчас уже недостаточно просто провести мероприятие с церемонией открытия, деловой частью и завершающим фуршетом. Важно, как ты все упакуешь и покажешь, что у тебя тут происходило, насколько вкусно, интересно, эстетично было. Необходимо заранее планировать: что нового узнают гости, с кем познакомятся, что запомнят, придут ли снова сами на мероприятие и порекомендуют ли его коллегам и друзьям, наконец, какие эмоции останутся. Организаторы, со своей стороны, следуя за спросом, насыщают программу креативными сценариями, топовыми спикерами, активностями, украшают площадку необычным декором и застройкой, удивляют меню и подачей. Например, выступление ведущего эксперта по ораторскому искусству на конференции по недвижимости, — казалось бы, не обязательная часть программы, но добавляет пользы и эмоций гостям мероприятия.

Из нового — появление в структуре мероприятий отдельных треков для молодежи — школьников и студентов. Они представляют свои проекты и стартапы, участвуют в соревнованиях, питчингах, для молодых участников формируют специальную культурную программу и привлекают к выступлениям ведущих блогеров, популярных в их среде селебрити.

Ваши рекомендации MICE-агентствам и корпоративным клиентам: как эффективнее провести мероприятие.
Хороший вопрос, но ответить на него непросто, ведь у каждого мероприятия так же, как и у каждого заказчика, агентства, организатора, свои цели, задачи и, естественно, свои критерии и бенчмарки успешности и эффективности: кому-то нужно уложиться в бюджет, а кому-то впечатлить гостей, кто-то ставит целью привлечь как можно больше посетителей, а кому-то важны представители конкретных компаний или отраслей. Универсального решения здесь быть не может. Тем не менее постараюсь поделиться своим опытом, который помогает нам в работе.

Мы так или иначе всю жизнь развиваем свою насмотренность, но, если делать это прицельно, «осознанно» — можно получить много полезной информации. Старайтесь смотреть шире: следите за аккаунтами креаторов не только в вашей нише, но и за ее пределами, подпишитесь на полезные каналы трендсеттеров событийной индустрии, посещайте разные форматы мероприятий: выставки современного искусства, мастер-классы, фуд-тестинги. Подмечайте интересные детали: музыкальное сопровождение, будь то DJ или живой оркестр, дресс-код, использование ароматов, зонирование пространства, анализируйте зацепившие вас идеи и актуальные тренды, будьте в комьюнити — знакомьтесь, общайтесь, обменивайтесь опытом с коллегами.

Уделяйте больше внимания эмоциональной составляющей мероприятия. Выбирайте не просто подрядчиков, исполнителей, поставщиков, выбирайте прежде всего партнеров, единомышленников, которые разделяют ваши ценности и готовы вместе с вами делать все для достижения целей. Выбирайте тех, для кого детали — это не мелочи, а такая же важная составляющая успеха мероприятия, как и для вас.

И последняя рекомендация — начинайте подготовку заранее. Если решение о проведении мероприятия принято,не откладывайте бронирование площадки, привлечение спикеров и подрядчиков.

Что вы можете сказать о партнерстве в отрасли?
Еще тренд последнего времени — рост роли и значения ассоциаций и комьюнити на рынке MICE. Это одно из положительных наследий периода эпидемиологических ограничений 2020–2021 годов, когда игроки отрасли перестали видеть друг в друге только конкурентов, стали более открытыми, а сама отрасль более прозрачной. И результат не заставил себя ждать. Отраслевые ассоциации сыграли большую роль в принятии Стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности на период до 2030 года и активно участвуют в подготовке проекта закона «О выставочной и конгрессной деятельности». В закрытых чатах могут порекомендовать надежного поставщика, помочь выйти на топового спикера, поделятся опытом и анали- тикой, в конце концов предостерегут от недобросовестных подрядчиков.

Для проведения каких мероприятий особенно подходят площадки Конгресс-центра ЦМТ?
У нас своя уникальная ниша на рынке. Мы и не выставочный павильон, где нужно застраивать все с нуля, и не классическая отельная площадка — у нас площадь 6 000 кв. м и более 30 залов, высокие потолки и конструктивные возможности, которые позволяют реализовать любые идеи, вплоть до полной смены образа основного зала. Поэтому все зависит от фантазии и возможностей организаторов.

Безусловно, могут быть как классические конгрессы, конференции, в том числе с экспозоной, так и современные онлайн-студии, роуд-шоу, конкурсы, премии и церемонии награждения, закрытые кинопоказы, частные торжества, свадьбы.

В основном зале даже выстраивали полноценный октагон с трибунами и проводили MMA-бои. Но, конечно, основной наш формат — это классические конференции и форумы.

* Статья опубликована в журнале Турбизнес №7-9 июль-сентябрь 2024.
http://tourbus.ru