Для повышения удобства работы с сайтом ПАО «ЦМТ» использует файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, Вы принимаете условия Соглашения об условиях использования пользовательских данных посетителей сайта. Если Вы не хотите, чтобы пользовательские данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.
Принять
Актуальные тренды конгрессного рынка и форматов мероприятий
Конгресс-центр Центра международной торговли более 40 лет принимает в своих стенах события всех возможных форматов и различной значимости. Он участник становления и развития событийного рынка страны. Безусловно, конгрессный рынок
не живет в вакууме и, будучи неотъемлемой частью экономики, чутко реагирует на все глобальные и локальные вызовы. На какие тенденции развития индустрии сегодня нужно обратить внимание организаторов мероприятий? Как изменится событийный рынок
в ближайшем будущем?

ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙН

В 2020–2021 годах на нашу долю выпало серьезное испытание – эпидемия коронавируса прервала казавшиеся незыблемыми связи, в первую очередь лишив нас возможности живого общения. Тогда 90% мероприятий перешли в онлайн, и, если поначалу это были любительские трансляции в интернете с участием не всегда готовых к эфиру спикеров, то довольно быстро формат окреп, развился, и в конференц-залах появились полномасштабные профессиональные студии с самым современным оборудованием и топовыми ведущими. При этом виртуальными стали не только конгрессы и выступления на них участников, но и экспозиции, на- пример, XII Российской агропромыш- ленной выставки «Золотая осень».

Во время карантина многие эксперты поторопились объявить окончание эпохи офлайн, и трудно было не поддаться общему настроению – ведь различные продукты и сервисы по переводу всего, что только мож- но, в онлайн появлялись буквально каждый день. Но сегодня уже очевидно, что офлайн живее всех живых, и рекордный по количеству мероприятий 2023 год можно смело назвать ренессансом выставок и конгрессов. Это показали итоги работы Конгресс-центра Центра международной торговли, который с полным правом можно назвать барометром событийной индустрии.

Ежегодно в Конгресс-центре ЦМТ проводится более 300 мероприятий. В комплексе есть много разноплановых площадок, и наши цифры отражают положение дел с государственными, корпоративными и частными мероприятиями.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Онлайн-опыт не прошел бесследно, привнеся много нового в нашу несколько консервативную сферу. Сегодня виртуальных мероприятий стало значительно меньше, но гибридный формат – с возможностью участвовать в событиях как офлайн, так и онлайн, продолжает оставаться востребованным. Все чаще организаторы применяют новые технологии, в частности, при подготовке мероприятий все больше задействуются возможности искусственного интеллекта.

Внешний фактор оказывает влияние и на смещение акцентов тематик деловых встреч. Особенно актуальны сегодня вопросы развития современных технологий, стратегически важных отраслей экономики, переориентации на новые рынки. Например, крупнейшие мероприятия, состоявшиеся на площадках Конгресс-центра Центра международной торговли в 2023 году, такие как Форум будущих технологий, форум «Сильные идеи для нового времени», Международная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey, Инвестиционный форум ВТБ «Россия зовет!» были посвящены именно таким темам.

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Мероприятия – это уже не просто классический набор протокольных активностей, а мощный объединяющий коммуникационный инструмент, эффективно работающий во многих сферах нашей жизни – в бизнесе, науке, культуре. Все больше внимания уделяется эмоциям участников и зрителей трансляций: с кем они познакомятся, что увидят, что услышат, наконец, с каким настроением уйдут, и какое впечатление о событии у них останется. Гостей и участников привлекают популярными спикерами, креативными сценариями, необычными декором и застройкой и, конечно, драматургией. В этом плане показателен пример II Форума будущих технологий, состоявшегося в феврале 2024 года. Его насыщенной программы хватило бы не на одну конференцию. Мероприятия становятся неотъемлемой частью маркетинговой стратегии: в них интегрируют часть глобальной миссии, амбиции бренда, закладывают фундамент будущего развития. Как следствие – на событиях появляются активности для студентов и школьников. Молодых людей привлекают в качестве спикеров, они представляют свои проекты и стартапы, участвуют в соревнованиях по программированию и робототехнике, специально для них в программу встраивают отдельные треки, добавляют различные форматы, проводят конкурсы. Наиболее яркие примеры – прошедшие в Конгресс-центре конференция AI Journey и фестиваль Positive Hack Days 12.

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА
Безусловно, уход с российского событийного рынка значительной доли зарубежных компаний вызывал у организаторов событий определенные опасения, так как они играли важную роль в нашей отрасли. Особенно это касалось медицины и фармацевтической отрасли, где иностранные компании ранее выступали не только инициаторами, но и спонсорами многих масштабных мероприятий. К счастью, опасения относительно значительного сокращения этой части бизнеса не подтвердились. Многие отраслевые съезды медицинских специалистов разных сфер, например, эндокринологов, онкологов, кардиологов проходили в 2023 году на площадках Конгресс-центра Центра международной торговли не меньшего масштаба, чем годом ранее.
Сегодня мы видим определенные перспективы в связи с расширением сотрудничества со странами БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Потенциал данных рынков огромен, но это, как говорится, игра вдолгую. Сейчас в Москве наблюдается рост туристического потока, однако на событийном рынке этот тренд пока не сказался в полной мере. Примечательно, что мероприятия с участием, например, представителей китайского бизнеса, которые проходят на наших площадках, как правило, организуются компаниями из КНР, работающими в России.

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАСТНИКОВ РЫНКА
Еще один тренд, вызванный событиями последних двух лет – изменение состава участников рынка. Некоторые компании закрыли проекты, другие – изменили формат и масштаб мероприятий, поэтому ушли с нашей площадки. Несмотря на это, по итогам 2023 года число новых клиентов выросло до 40%. В 2019 году этот показатель составлял 27%. Свою роль в такой динамике сыграл рост нового сегмента – мероприятий гибких ниш. Это проекты в области философии, психологии, эзотерики, личностного роста. Данный сегмент характеризуется большим количеством событий небольшого или среднего формата с участием от 50 до 200 человек. Они проводятся в различных конференц-залах Центра международной торговли и бизнес-пространстве «Ладога».

Вместе с тем события развлекательного характера по-прежнему мало востребованы, что в настоящее время вполне объяснимо. Исключение – частный сегмент, в первую очередь, свадьбы. Это отдельная популярная категория мероприятий, проводимых в рамках свадебного проекта Центра международной торговли WTC Wedding. В 2023 году они показали рост порядка 25%.

РОЛЬ НЕТВОРКИНГА И СООБЩЕСТВ
Интересно также, что меняются не только состав участников рынка – клиентов, заказчиков, агентств, но и отношения внутри нашей отрасли. Сегодня значительно выросло значение нетворкинга. Зачастую именно полезные знакомства, заведенные на конференции или событии, позволяют стать “своим” в отраслевых сообществах гораздо быстрее, и, что еще важнее, эффективнее: решить вопрос, выбрать надежного подрядчика, найти партнера или спикера для своего мероприятия, подобрать площадку. И, как следствие этого тренда, растет роль профессиональных сообществ, члены которых в закрытых каналах и чатах делятся между собой аналитикой, опытом, решениями, на закрытых встречах обмениваются друг с другом рекомендациями о поставщиках и потенциальных клиентах.

ДАЛЬНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ
Таким образом, можно сказать, что за последние три года рынок претерпел серьезные изменения. Очевидно, что такие процессы продолжатся, следуя общим трендам, которые существуют в экономике страны и в обществе в целом.
В ближайшее время с реализацией инициатив, нацеленных на все большее вовлечение в разные сферы инструментов искусственного интеллекта, большую интеграцию молодежи с ее нестандартным мышлением, ориентацию на новые мировые рынки с их деловыми и культурными особенностями, ростом роли нетворкинга, мы увидим в Конгресс-центре Центра международной торговли новые мероприятия и других участников событийной отрасли. Это, безусловно, позитивно скажется на развитии нашей индустрии, привлечении к ней интереса.

Впервые статья опубликована в журнале CongressTime №3(28)2024 https://congresstime.ru