Конгресс-центр Центра международной торговли более 40 лет принимает в своих стенах события всех возможных форматов и различной значимости. Он участник становления и развития событийного рынка страны. Безусловно, конгрессный рынокне живет в вакууме и, будучи неотъемлемой частью экономики, чутко реагирует на все глобальные и локальные вызовы. На какие тенденции развития индустрии сегодня нужно обратить внимание организаторов мероприятий? Как изменится событийный рынокв ближайшем будущем?ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙНВ 2020–2021 годах на нашу долю выпало серьезное испытание – эпидемия коронавируса прервала казавшиеся незыблемыми связи, в первую очередь лишив нас возможности живого общения. Тогда 90% мероприятий перешли в онлайн, и, если поначалу это были любительские трансляции в интернете с участием не всегда готовых к эфиру спикеров, то довольно быстро формат окреп, развился, и в конференц-залах появились полномасштабные профессиональные студии с самым современным оборудованием и топовыми ведущими. При этом виртуальными стали не только конгрессы и выступления на них участников, но и экспозиции, на- пример, XII Российской агропромыш- ленной выставки «Золотая осень».
Во время карантина многие эксперты поторопились объявить окончание эпохи офлайн, и трудно было не поддаться общему настроению – ведь различные продукты и сервисы по переводу всего, что только мож- но, в онлайн появлялись буквально каждый день. Но сегодня уже очевидно, что офлайн живее всех живых, и рекордный по количеству мероприятий 2023 год можно смело назвать ренессансом выставок и конгрессов. Это показали итоги работы Конгресс-центра Центра международной торговли, который с полным правом можно назвать барометром событийной индустрии.
Ежегодно в Конгресс-центре ЦМТ проводится более 300 мероприятий. В комплексе есть много разноплановых площадок, и наши цифры отражают положение дел с государственными, корпоративными и частными мероприятиями.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИОнлайн-опыт не прошел бесследно, привнеся много нового в нашу несколько консервативную сферу. Сегодня виртуальных мероприятий стало значительно меньше, но гибридный формат – с возможностью участвовать в событиях как офлайн, так и онлайн, продолжает оставаться востребованным. Все чаще организаторы применяют новые технологии, в частности, при подготовке мероприятий все больше задействуются возможности искусственного интеллекта.
Внешний фактор оказывает влияние и на смещение акцентов тематик деловых встреч. Особенно актуальны сегодня вопросы развития современных технологий, стратегически важных отраслей экономики, переориентации на новые рынки. Например, крупнейшие мероприятия, состоявшиеся на площадках Конгресс-центра Центра международной торговли в 2023 году, такие как Форум будущих технологий, форум «Сильные идеи для нового времени», Международная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey, Инвестиционный форум ВТБ «Россия зовет!» были посвящены именно таким темам.
ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙМероприятия – это уже не просто классический набор протокольных активностей, а мощный объединяющий коммуникационный инструмент, эффективно работающий во многих сферах нашей жизни – в бизнесе, науке, культуре. Все больше внимания уделяется эмоциям участников и зрителей трансляций: с кем они познакомятся, что увидят, что услышат, наконец, с каким настроением уйдут, и какое впечатление о событии у них останется. Гостей и участников привлекают популярными спикерами, креативными сценариями, необычными декором и застройкой и, конечно, драматургией. В этом плане показателен пример II Форума будущих технологий, состоявшегося в феврале 2024 года. Его насыщенной программы хватило бы не на одну конференцию. Мероприятия становятся неотъемлемой частью маркетинговой стратегии: в них интегрируют часть глобальной миссии, амбиции бренда, закладывают фундамент будущего развития. Как следствие – на событиях появляются активности для студентов и школьников. Молодых людей привлекают в качестве спикеров, они представляют свои проекты и стартапы, участвуют в соревнованиях по программированию и робототехнике, специально для них в программу встраивают отдельные треки, добавляют различные форматы, проводят конкурсы. Наиболее яркие примеры – прошедшие в Конгресс-центре конференция AI Journey и фестиваль Positive Hack Days 12.
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СПРОСАБезусловно, уход с российского событийного рынка значительной доли зарубежных компаний вызывал у организаторов событий определенные опасения, так как они играли важную роль в нашей отрасли. Особенно это касалось медицины и фармацевтической отрасли, где иностранные компании ранее выступали не только инициаторами, но и спонсорами многих масштабных мероприятий. К счастью, опасения относительно значительного сокращения этой части бизнеса не подтвердились. Многие отраслевые съезды медицинских специалистов разных сфер, например, эндокринологов, онкологов, кардиологов проходили в 2023 году на площадках Конгресс-центра Центра международной торговли не меньшего масштаба, чем годом ранее.
Сегодня мы видим определенные перспективы в связи с расширением сотрудничества со странами БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Потенциал данных рынков огромен, но это, как говорится, игра вдолгую. Сейчас в Москве наблюдается рост туристического потока, однако на событийном рынке этот тренд пока не сказался в полной мере. Примечательно, что мероприятия с участием, например, представителей китайского бизнеса, которые проходят на наших площадках, как правило, организуются компаниями из КНР, работающими в России.
ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА УЧАСТНИКОВ РЫНКАЕще один тренд, вызванный событиями последних двух лет – изменение состава участников рынка. Некоторые компании закрыли проекты, другие – изменили формат и масштаб мероприятий, поэтому ушли с нашей площадки. Несмотря на это, по итогам 2023 года число новых клиентов выросло до 40%. В 2019 году этот показатель составлял 27%. Свою роль в такой динамике сыграл рост нового сегмента – мероприятий гибких ниш. Это проекты в области философии, психологии, эзотерики, личностного роста. Данный сегмент характеризуется большим количеством событий небольшого или среднего формата с участием от 50 до 200 человек. Они проводятся в различных конференц-залах Центра международной торговли и бизнес-пространстве «Ладога».
Вместе с тем события развлекательного характера по-прежнему мало востребованы, что в настоящее время вполне объяснимо. Исключение – частный сегмент, в первую очередь, свадьбы. Это отдельная популярная категория мероприятий, проводимых в рамках свадебного проекта Центра международной торговли WTC Wedding. В 2023 году они показали рост порядка 25%.
РОЛЬ НЕТВОРКИНГА И СООБЩЕСТВИнтересно также, что меняются не только состав участников рынка – клиентов, заказчиков, агентств, но и отношения внутри нашей отрасли. Сегодня значительно выросло значение нетворкинга. Зачастую именно полезные знакомства, заведенные на конференции или событии, позволяют стать “своим” в отраслевых сообществах гораздо быстрее, и, что еще важнее, эффективнее: решить вопрос, выбрать надежного подрядчика, найти партнера или спикера для своего мероприятия, подобрать площадку. И, как следствие этого тренда, растет роль профессиональных сообществ, члены которых в закрытых каналах и чатах делятся между собой аналитикой, опытом, решениями, на закрытых встречах обмениваются друг с другом рекомендациями о поставщиках и
потенциальных клиентах.ДАЛЬНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ
Таким образом, можно сказать, что за последние три года рынок претерпел серьезные изменения. Очевидно, что такие процессы продолжатся, следуя общим трендам, которые существуют в экономике страны и в обществе в целом.
В ближайшее время с реализацией инициатив, нацеленных на все большее вовлечение в разные сферы инструментов искусственного интеллекта, большую интеграцию молодежи с ее нестандартным мышлением, ориентацию на новые мировые рынки с их деловыми и культурными особенностями, ростом роли нетворкинга, мы увидим в Конгресс-центре Центра международной торговли новые мероприятия и других участников событийной отрасли. Это, безусловно, позитивно скажется на развитии нашей индустрии, привлечении к ней интереса.
Впервые статья опубликована в журнале CongressTime №3(28)2024 https://congresstime.ru